Вероятные причины гибели
[править] Взрыв учебной торпеды
Официальный отчёт в 2000 страниц, опубликованный в 2002 году генпрокурором Устиновым,
говорит о том, что гибель «Курска» была вызвана учебной торпедой,
которая взорвалась в торпедном отсеке. Торпеды на пероксиде водорода не
используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из
соображений безопасности и надёжности, на «Курске» же такие торпеды были[источник не указан 80 дней] — модель 65-76 «Кит», разработанная в 1976 году. Вскоре после расследования эта торпеда была снята с вооружения.
[править] Мина времён 2-й мировой войны
Вице-премьер Илья Клебанов озвучил версию столкновения «Курска» с противокорабельной миной времён ВОВ[3],
что возможно привело, также, к детонации торпеды. После выбора
официальной версией «взрыв торпеды», предположение отпало само собой.
Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками АПЛ данного
класса данную версию отвергали изначально.
[править] Столкновение с американской подводной лодкой, повлёкшее деформацию пускового аппарата «Курска» и детонацию торпеды
Один из членов государственной комиссии, который принимал эту
подлодку от промышленности шесть лет назад, капитан первого ранга
Михаил Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за
сильного механического удара по корпусу лодки. Волженский считает
наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной
подводной лодкой. По его мнению, «скользящий удар рулевого пера
(горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных
аппаратов „Курска"».
Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы «Курска», изложенные 29 ноября 2000 г. в «Независимой газете». Действительно, обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76,
как правило, заряжают в правые торпедные аппараты (ТА). При
столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был
смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала
практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного
сближения подлодок около 20 узлов (10 м/сек), этот ТА был смят вместе с
торпедой за одну секунду. За эту секунду почти мгновенно в замкнутом
объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись
водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом
порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды.
Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к её хвостовой части
направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как
зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА,
которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, что мгновенно привело к пожару[4].
Сравнение размеров «Курска» и «Толедо»
[править] «Курск» был торпедирован
Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц
утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой.
Затем эта версия стала умалчиваться[5] в пользу официальной версии. Однако французский режиссер Жан-Мишель Карре (Jean-Michel Carré), в своём фильме «„Курск": Подводная лодка в мутных водах» (Koursk: un sous-marin en eaux troubles)[6],
который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France 2,
утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой
«Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел
новой торпеды Шквал,
эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками
«Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шел на опасной близости под прикрытием
«Мемфис», который находился "в тени". В один момент, «Курск» и «Толедо»
столкнулись, (видеозапись лежащего на дне «Курска» показывает длинные
разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел «Курска» в
«Толедо», (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного
аппарата «Курска»), «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по «Курску». Карре утверждает, что российский президент Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений с США[7].
Этой же версии придерживаются канадские документалисты [8][9] и некоторые отставные военные[10].
[править] Расхищение оборудования на драгметаллы
Для удаления из воздуха горючих газов (в первую очередь водорода, который может выделяться из аккумуляторов), в системе вентиляции подводных лодок применяются каталитические печи холодного беспламенного горения. Катализаторы содержат платину и палладий, что делает их желанной добычей для расхитителей оборудования на вторсырьё[источник не указан 195 дней]. При отсутствии катализаторов водород мог накопиться в воздухе и взорваться от случайной искры, что могло повлечь взрыв боезапаса.
[править] Попадание ракеты «земля-земля»
Капитан первого ранга Александр Лесков, указывая на то что подводная
лодка такого размера не имела права находиться под водой в этом месте
по физическим причинам, выдвинул предположене что в лодку попала
противокорабельная баллистическая ракета, запущенная с космодрома
Плесецк.[11]
[править] Процесс с участием Бориса Кузнецова
Кузнецов в 2002—2005
представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О гибели АПРК
„Курск" и членов его экипажа». Им были подвергнуты резкой критике
результаты официального расследования обстоятельств катастрофы, в том
числе в своей книге «Она утонула. Правда о „Курске", которую скрыл
генпрокурор Устинов».
Считал, что если бы российские власти сразу же обратилась за
иностранной помощью, «то удалось спасти тех 23 моряков, которые
находились в девятом отсеке и жили более двух с половиной суток» (по
официальным данным, моряки были живы лишь в течение нескольких часов).
В то же время согласился с выводами расследования о том, что на лодке
произошёл взрыв торпед и отверг версию о её столкновении с американской
субмариной.
|